Министерство
здравоохранения Кузбасса

Приемная
+7 (3842) 36-42-84
Горячая линия
+7 (3842) 58-43-56
Отдел по работе с обращениями граждан
+7 (3842) 58-78-59

Элементы бережливости

Элементы бережливости

17 октября состоялся пресс-тур в государственные медицинские организации Кемерова, внедряющие элементы пилотного проекта «Бережливая поликлиника».

Элементы бережливости сегодня внедряются в шести пилотных медицинских организациях Кемерова и Новокузнецка. Основная цель всех мероприятий в рамках проекта – повышение качества обслуживания населения путём внедрения пациентоориентированных подходов. Большая часть мероприятий касаются работы регистратур. Так, в пилотных поликлиниках создаются call-центры, картохранилища, разделяются функции медрегистраторов, потоки пациентов, организуются сестринские посты, понятная система навигации. 

В пресс-туре по кемеровским поликлиникам, внедряющим ресурсосберегающие технологии, принял участие  заместитель Губернатора Кемеровской области по вопросам здравоохранения Валерий Цой. Вместе с руководителями департамента охраны здоровья населения области и журналистами он посетил два поликлинических отделения Кемеровской городской клинической поликлиники №20, поликлинику №1 Кемеровской городской детской клинической больницы №7, поликлинику №1 Кемеровской городской детской клинической больницы №1.

Суть внедрения бережливых технологий в работу кузбасских поликлиник – это повышение доступности и качества медицинской помощи через оптимизацию технологических процессов и устранение необоснованных потерь.

Как отметил Валерий Цой: «Клиентоориентированные технологии давно применяются в бизнесе. Однако мы до недавнего времени не ставили перед собой такие задачи, потому что думали только о лечебном процессе. Но с этого года приступили к внедрению пациентоориентированных технологий в кузбасское здравоохранение». 

Внедрение новых методов в пилотных поликлиниках должно способствовать бережливости времени, трудозатрат, ресурсов.

В настоящий момент в трёх медицинских организациях Кемерова внедряются следующие технологии. Кемеровская Городская Клиническая поликлиника № 20

В холлах поликлинического отделения №1 и поликлинического отделения №2 разработана и размещена навигация, как настенная, так и напольная, в виде стендов, знаков с наличием пиктограмм, указывающих расположение ключевых пунктов визита пациента.

В регистратуре поликлинического отделения №1 демонтировано остекление для реализации принципа «открытой регистратуры». 

В поликлиническом отделении №2 проведена реконструкция и ремонт входной зоны, установлены стойки администратора и регистраторов с рабочим местом, адаптированным для приема пациентов с ограниченными возможностями.

Приобретено оборудование, программное обеспечение и произведен монтаж системы управления электронной очередью в поликлиническом отделении №2. 

Телефоны с городскими номерами выведены из регистратур в единый центр, с единым номером телефона, который расположен в поликлиническом отделении №1. Расписание работы специалистов размещены на электронных мониторах. В поликлинических отделениях №1 и №2 организовано картохранилище в отдельно выделенном помещении.

Также в поликлиническом отделении №2 оформлена зона комфортного ожидания. Установлены мягкие диваны для пребывания пациентов.

Организованы и работают сестринские посты. Оптимизирован процесс забора крови.  Внедрена карта формирования потоков пациентов для исключения одномоментной явки всех пациентов, нуждающихся в заборе крови к началу рабочей смены и уменьшения времени пребывания пациента в поликлинике.

Кемеровская городская детская клиническая больница №1, Поликлиника №1

 Реконструирована регистратура, усовершенствована система навигации и указателей. В холле поликлиники установлена стойка администратора, в функции которого входит оперативное решение возникающих у пациентов вопросов. Выделено помещение под картохранилище, создан колл-центр. 

Разделены потоки пациентов. В правом крыле здания выделено отделение профилактики для приема здоровых детей, а в левом крыле организован приём больных детей. Открыт кабинет первичного приема, где дежурный врач ведет прием остро заболевших детей.

Пересмотрены подходы к организации рабочего места участковых врачей: внедряются принципы системы «5S», чтобы сделать рабочее пространство максимально эффективным.

 Кроме того, участковые врачи теперь могут самостоятельно записывать своих пациентов на конкретную дату и время, с учетом особенностей лечения каждого конкретного ребёнка. Данная мера позволила сократить очереди в регистратуру.

Кемеровская городская детская клиническая больница №7, Поликлиника № 1

Стандартизирована работа регистратуры: в холле размещены навигационные указатели, в регистратуре организовано безбарьерное общение с пациентами, организован сall – центр, оснащенный видеозаписью, звукозаписью с последующим автодозвоном, алгоритмами ведения диалога, рабочим электронным журналом. 

Каждое рабочее место регистратора оснащено персональным компьютером с доступностью к информационной базе данных, запись к специалистам ведется в электронном журнале.

Картохранилище находится в отдельном помещении.

 Организован кабинет доврачебного приема, где оформляются медицинские документы, направления на обследования, консультации, все виды анализов по назначению врача, выдаются справки для поступления в детские комбинаты, школы и т.д.

Для разделения потоков больных и здоровых детей создано «Отделение здорового ребенка» с отдельным входом.

По завершении объезда кемеровских поликлиник, внедряющих технологии по образцу проекта «Бережливая поликлиника», заместитель губернатора по вопросам здравоохранения Валерий Цой отметил: «Первые результаты – хорошие. В пилотных поликлиниках элементы реализованы по-разному, но считаю, мы приняли правильное решение, выбрав для участия в проекте те учреждения, где руководители больше всего были заинтересованы в реализации «бережливых» подходов».

Замгубернатора поблагодарил руководителей медицинских организаций, которые подошли к внедрению пациентоориентированных технологий с инициативой и желанием.

«Я вам очень благодарен за то, что вы относитесь к делу с воодушевлением, это здорово,- сказал В. Цой, обращаясь к главным врачам, - но, тем не менее отмечу, что не уделено достаточное внимание организации доступной среды. Я не имею в виду подъемники, пандусы, которые сейчас устанавливаются практически везде. Есть люди с ограниченными возможностями зрения, слуха, маломобильные кузбассовцы — позаботиться нужно обо всех пациентах. И для всех категорий существует большое количество решений организации доступности. Главные врачи, департамент охраны здоровья населения совместно со службой социальной защиты области должны работать и дальше в этом направлении.

И это только небольшая часть того, что хотелось бы сделать. Говорить о самом проекте можно долго, главное понять, что это – не готовый рецепт, не единственно возможное руководство к действию. Это - новый подход, новый опыт. И в каждой поликлинике все эти вопросы нужно решать по-своему, с учетом архитектуры, площадей, кадрового состава, имеющегося оборудования.

Поэтому нам так важны главные врачи-энтузиасты, которые проникнутся этой идеей и захотят воплотить ее в жизнь. Способных настроить свою команду, посмотреть на всё глазами пациента, пройтись его ногами по всем кабинетам и процедурам, выяснить все неудобства, с которыми сталкиваются кузбассовцы, и найти способ, как их устранить.

Опыт наших шести «пилотов» в дальнейшем мы планируем тиражировать на все медицинские организации – не только поликлиники, но и приемные отделения стационаров».

Новости